Птолемей

Птолемей
\
Птолемей и синтез античной астрономии
\
Жизнь и сочинения Птолемея
\
    Птолемей из Птолемаиды (верхний Египет) жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Среди его многочисленных работ "Великое построение" (Megiste syntaxis) является суммой всех астрономических знаний античного мира, подобно "Элементам" Евклида в отношении математики. "Великое построение" (Megiste syntaxis) было названо арабскими математиками "Альмагест" от прилагательного "мегистос" ("величайший", т.е. наиболее значительный трактат по астрономии). Арабы внесли некоторую деформацию в транслитерацию слова, присоединив артикль - "аль" + "магест".
    Из других его работ следует указать такие: "Гипотезы о планетах ", "География", "Гармония", "Оптика", "Четверокнижие". Эта последняя служила дополнением к "Альмагесту", имела большой успех в средние века и эпоху Возрождения, ибо в ней удачно сочетались научный дискурс, данные о влиянии звезд и предсказания.
\
Система Птолемея
\
    В "Альмагесте" Птолемей занят уточнением картины знания, полученной от Аристотеля. Науки делятся на поэтические, практические и теоретические. Последние включают в себя физику, математику и теологию (метафизику). Птолемей убежден в явном превосходстве теоретических наук, математики, в первую очередь. Теология имеет объект, слишком удаленный и в своей высоте отделенный от всего чувственного. Физика обращена к вещам, поскольку они - субъекты движения. Отсюда его предпочтение математике. "Только математика, - полагает Птолемей, - если подойти к ней со строгостью, дает прочное и определенное знание тем, кто его добивается, поскольку доказательство, как арифметическое, так и геометрическое, получается путями неопровержимыми". Она открывает также дорогу и к теологии, давая возможность корректно приблизиться "к активности неподвижного", а также понять чувственное и подвижное, смещение и порядок движения.
    Астрономия, по Птолемею, имеет свое точное этическое и воспитательное значение. "Для тех, кто способен понять благородство действий и характера, эта наука как никакая другая сообщит понимание по принципу сходства, порядка, симметрии, отсутствия суетности; величественный ритм, что свойственен лишь божественному, усилит влюбленность в эту божественную красоту в том, кто, сделав ее привычкой, обретает красоту во внутреннем расположении души как свою природную суть". Войдя в теоретический план "Альмагеста", мы увидим следующую картину. Что касается мира и Земли, то 1) мир (небо) сферичен и движется как сфера; 2) Земля, аналогичным образом, мыслится как сферообразная; 3) она расположена "посреди мира так, чтобы быть в центре; 4) что касается дистанции и величины, Земля покоится относительно сферы неподвижных звезд в положении точки; 5) Земля не выполняет никакого локального движения, т.е. она неподвижна.
    Поскольку эти кардинальные тезисы геоцентрической системы продержались вплоть до коперниковской революции, необходимо снабдить их хотя бы кратко аргументами Птолемея.
    1) То, что небо сферообразно, что оно вращается циклообразно, это подтверждается практикой и опытом. От века люди единодушны в этом, наблюдая, как Солнце, Луна и другие звезды смещаются с Востока на Запад, описывая параллельные круги, с регулярностью и постоянством поднимаясь в одном месте и опускаясь в другом. Центр таких оборотов, в согласии с опытом, всегда один и тот же, он совпадает с Землей. Любое другое объяснение, другой тип движения не дает понимания наблюдаемых нами феноменов.
    2) То, что Земля круглая, доказывается, к примеру, фактом, что Солнце, Луна, звезды не восходят и не заходят в одно и то же время для тех, кто находится в разных точках Земли, но сначала для обитателей восточных земель, потом для западных. Кроме того, мореплаватели, когда они направляются к горным хребтам или возвышенностям, откуда бы они ни шли, видят нарастающий подъем, как если бы море вздулось.
    3) Если мы не вправе говорить о Земле как о центре универсума, многие феномены остаются необъяснимыми: "... если Земля не центр целого, наблюдаемый нами порядок смены дней и ночей нарушился бы. Более того, затмение Луны не могло бы наступить в позиции, диаметрально противоположной Солнцу, относительно всех прочих частей неба. Известно, что интерпозиция Земли между этими двумя светилами не диаметрально противоположна, но отделена на интервал ниже в полуокружность".
    4) То, что Земля, относительно сферы неподвижных звезд, пространственно сравнима с точкой, это доказывается, среди прочего, фактом, что с любого пункта Земли величины звезд и дистанции между ними наблюдатели фиксируют как равные.
    5) Земля недвижна в центре, поскольку это точка, куда все тяжелые тела падают. Некоторые утверждают, что Земля вращается вокруг своей оси с Запада на Восток, за день описывая круг. Если бы это было так, то движение должно было бы быть весьма стремительным, тогда все тела, что не имеют опоры на Земле, должны бы двигаться видимым образом в обратном направлении; кроме того, нельзя было бы видеть облака, идущие на Восток, все бы металось и летело, исчезая из зоны видимости, а движение Земли обгоняло бы все со своей скоростью. А если допустить, что и воздух вместе с телами вращается, то в этом случае все казалось бы статичным, ничто ни переходило бы, ни возвращалось бы.
    Небо состоит из эфира, оно по натуре сферично и неразрушимо. Движение вращательное эфирной концентрической сферы, на которой фиксированы звезды, дополнено движением Солнца, Луны и пяти других планет на основе объяснений Гиппарха с дополнениями. Остается необходимым объяснить все "феномены", прибегая к униформным и кругообразным движениям, как соответствующим природе божественных объектов. Два новых типа кругового движения таковы: 1) эксцентрические орбиты (где центр не совпадает с Землей), 2) эпициклические орбиты (с двумя вращающимися орбитами). Эпициклы, соотнесенные с эксцентрическими орбитами относительно Земли, сосчитанные подходящим образом, давали геометрическое объяснение всем феноменам, видимым отклонениям планет. Птолемей, таким образом, усовершенствовал объяснительные схемы Гиппарха. Движения планет обусловлены "витальной силой", которой они наделены от природы. Это разрешило традиционную проблему "двигателей" (еще от Аристотеля).
    Остроумие и талант, с которыми Птолемей делал расчеты, играя в эпициклы и эксцентрики, обеспечили ему беспрецедентный успех в области астрономии, авторитет его никто не оспаривал 14 веков!
    Элегантность его манеры соединять геометрический рационализм с доктриной влияния звезд на жизнь человека доступным образом переводила в термины математического языка присущую греческому духу глубокую веру в Судьбу, что правит всем.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Птолемей" в других словарях:

  • Птолемей VI — Филометор Птолемей VI Филометор (др. греч. Πτολεμαίος Φιλομήτωρ, 191 146 до н. э.) фараон Египта из македонской династии Птолемеев со 180 до н. э. Старший сын Птолемея V Эпифана; брат Птолемея VIII Эвергета II; первым браком женат на своей сестре …   Википедия

  • ПТОЛЕМЕЙ —          Клавдий (ок. 90 ок. 160), греч. астроном, математик, оптик и географ. Гл. соч. «Великое построение» (« »), известное под назв. «Альмагест» (ср. век. араб. искажение греч. оригинала и последующее европ. искажение араб. слова альМаджисти) …   Философская энциклопедия

  • Птолемей — в Древнем Египте: 1) Птолемей I Сотер, сын Лага, правитель Египта с 323 до н.э., царь (305 283 до н.э.). В 323 по решению диадохов, при первом разделе государства Александра Македонского, получил в качестве сатрапа в управление Египет. В 322 убил …   Энциклопедия мифологии

  • Птолемей IV — Филопатор («Любящий отца», др. греч. Πτολεμαίος Φιλοπάτωρ) (правил в 221 204 до н. э.) – правитель Египта из династии Птолемеев. Война с Селевкидами 221–217 до н.э. вначале была победоносной для Птолемея IV. Под Рафией фараон разгромил войска… …   Википедия

  • Птолемей V — Эпифан («явленный бог», др. греч. Πτολεμαίος Επιφανής, ок. 210 до н. э. 180 до н. э.) царь Египта (с 205 до н. э.) рода Птолемеев. Сын Птолемея IV и его жены и сестры Арсинои III). В то время когда Птолемей был мал, сирийский царь Антиох III… …   Википедия

  • ПТОЛЕМЕЙ —     ПТОЛЕМЕЙ (Πτολεμαῖος) аль Гариб (предположительно 4 5 вв. н. э.), составитель биографии Аристотеля и каталога его сочинений, известный по арабским источникам. Аль Кифти в своем «Словаре философов» сообщает, что «Птолемей аль Гариб»… …   Античная философия

  • ПТОЛЕМЕЙ — Клавдий (около 90 около 160), древнегреческий ученый. Разработал теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволяющую предвычислять их положение на небе; совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву… …   Современная энциклопедия

  • ПТОЛЕМЕЙ — (Ptolemmaeus) Клавдий (90 168), греческий астроном и географ. Работал в библиотеке Александрии Египетской, в то время крупном центре греческой учености. Его главная работа по астрономии, Альмагест, опиравшаяся на работы ГИППАРХА, содержала… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Птолемей — Птолемей, Клавдий; Ptolemaios, Klaudios, ок. 100 ок. 147 (178?) гг. н. э., греческий астроном, математик, географ. Один из наиболее выдающихся ученых древности. Жил в Александрии. Наиболее громкую славу ему принесли астрономические произведения,… …   Античные писатели

  • Птолемей — (Клавдий) греческий геометр, астроном и физик. Жил идействовал в Александрии в первой половине II в. по Р. Хр. Дошедшие донас произведения древнегреческой литературы не дают нам никаких сведенийо жизни, житейских и ученых отношениях и даже о… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»